Классический Мини первого поколения (Часть первая)

Mini Mk I (1959-1967):


Схематическое изображение Austin Seven.
Алек Иссигонис рядом с первым Mini MKI р.н. "621 AOK"
      Окончательная версия Мини первого поколения была продемонстрирована прессе в апреле 1959 года, и уже в августе было произведено несколько тысяч машин, готовых к первым продажам. Официально Mini Mk I был анонсерован 26 августа 1959 года. К этому дню около 2 тысяч машин было послано почти в сотню стран для презентаций. Первый автомобиль получил регистрационные номера "621 AOK", сейчас он находится в выставочном зале музея Heritage Motor Center в Уорикшире. Другой ранний экземпляр 1959 года представлен в National Motor Museum в Хэмпшире. Мини продавался BMC под двумя основными марками, как я писал ранее, Austin и Morris, вплоть до 1969 года, пока Мини не стал отдельной маркой Mini или Mini Minor. Слово "Minor" с латыни означает "меньший", а с латинского "наименьший" - "Minimus". Итогом этой игры слов стал Mini Minor, что означает Меньший из самых меньших. Одним же из названий предложенных для Austin Mini было Austin Newmarket. Но в итоге дилеры продавали идентичный Morris Mini Minor автомобиль под названием Austin Seven. Иногда название писали как Austin Se7en, в котором в роли цифры "7" была повернутая буква "V", напоминавшая в свою очередь цифру "7". От части Austin Seven напоминал своими размерами ранее выпускавшийся на заводе Austin 7.


      В январе 1960 года был анонсирован Austin и Morris Mini Van, а в сентябре покупателям были представлены Austin Countryman и Morris Traveller - универсалы с отделкой экстерьера деревом. Ранние версии Mini Van были с баком внутри салона, горловина бака располагалась также внутри салона, но позднее его перенесли под пол кузова. Это увеличило внутреннее пространство в салоне, а горловина бака разместилась в правой задней панели кузова. Все универсалы производились в Лонгбридже. А в январе 1961 года линейка Мини пополнилась еще и пикапами, так же от Austin и от Morris.

Austin Mini Van 1960 год.

Morris Mini Traveller 1960 год

Austin Mini Countryman 1960 год
Morris Mini Pickup 1961 год
      До 1962 года автомобили появились в продаже как Austin 850 и Morris 850 в Северной Америке и Франции, и в Дании до 1964 как Austin Partner до и Morris Mascot до 1981.

      Название Mini от Мориссовских Mini Minor впервые было использовано BMC для версии автомобиля выпускавшегося на заводе Austin в 1961, таким образом Austin Seven был переименован в Austin Mini. К удивлению BMC, Sharp's Commercials Car Company (позднее известная как Bond Cars), выпускала с 1949 года трехколесные машины под названием Minicar, тем не менее каким судебный иск каким то образом удалось предотвратить и BMC смогла использовать название "Mini" в дальнейшем.

      Так же в 1961 году появилась более захватывающая версия Mini, которая сыграла важную роль в направлении марки к успеху. Если вы думаете, что Мини был способен лишь медленно перемещаться по полам шоу-румов, то вы ошибаетесь, напротив, он принимал участие в различных гонках и ралли. Austin Seven принял участие в Норвежском Viking Rally спустя всего месяц с начала производства в 1959-ом. Правда это привело его к позорному 51-ому месту в общей таблице. Еще месяц спустя, в Британском национальном ралли главным событием стала первая победа, одержанная Пэтом Моссом и Стюартом Тёрнером на Мини.

Сэр Джек Брэббхам (слева) и Джон Купер (справа)
      Один из ранее производимых автомобилей, использовавшийся для мероприятий по запуску информации в прессе, Austin Seven A-A 257/589 с регистрационными номерами YOK 250, был сдан в аренду для оценки создателю гоночных автомобилей Джону Куперу в сентябре 1959. Автомобиль Формулы Один Купера, под управлением сэра Джека Брэббхама, обеспечила им обоим победу в кубке Формулы-1. Купер и Брэббхэм повторят этот достижение и 1960-ом. Компания Купера была первой из Британских компаний, построившей автомобиль способный конкурировать в серии гонок Юниорской Формулы. По регламенту данного класса гонок объем двигателя не должен превышать 1 литра. Исходя из этих правил, Купер выбрал за основу своего будущего гоночного мотора двигатель А-серии от концерна BMC.

      По мимо этого Купер был заинтересован в производстве высоко технологичных повседневных автомобилей. Он экспериментировал с заднемоторным RENUALT Dauphine, но прокатившись на Мини, был мгновенно очарован его значительно большим потенциалом, особенно передним приводом и поперечно расположенным двигателем. Тем не менее, Иссигонис не разделял его энтузиазма и его раздражала идея сделать из "народного автомобиля" спортивный. Не смотря на это, Купер построил модифицированный Мини с модифицированным двигателем, соответствовавшим регламенту Юниорской Формулы и выдававший 100 л.с. Так же он оснасил этот Мини передними 7 дюймовыми дисковыми тормозами. Работа над машиной заняла две недели.

      Проигнорировав Иссигониса, Купер продемонстрировал его прототип Мини главе BMC, Джорджу Харриману, который сменил Леонарда Лорда. Тестовой поездки было достаточно, чтобы Харриман дал добро на выпуск 1000 машин Mini Cooper. BMC должно было выплатить Куперу по 2 фунта за каждый выпущенный автомобиль, рукопожатие закрепило сделку.
Машины должны были производиться на заводе Austin в Лонгбридже под новым проектным номером ADO50, в отличие от стандартного Мини, который числился под номером ADO15.
      
Алек Иссигонис и Джон Купер на обеде в отеле
"Kensington Palace" перед запуском в производство ADO50,
где Алек Иссигонис произнесет речь: "Около года назад
мой давний друг Джон Купер, который является активным
эксплуататором ADO15, сказал мне, что BMC необходимо
производить спортивную версию этого автомобиля. Я подумал
что это неплохая идея и, как ни странно,  поддержал ее."
      Работая в команде инжинеров BMC, Купер определяется с модификациями которые бы превращали обычный Austin или Morris Mini, в Austin или Morris Mini Cooper. От слабого с низким крутящим моментом и высокой степенью сжатия (11.5:1), подготовленного для гонок двигателя объемом 994сс, использовавшегося на прототипе, пришлось отказаться, а стандартный двигатель объемом 848сс решили сохранить. Было подсчитано, что для достижения автомобилем скорости в 85 миль/ч (136,79км/ч) потребуется выжать из стандартного двигателя 55л.с. Чтобы добиться этого, потребовалось увеличить ход поршней с 76,2мм до 81,28мм, а диаметр поршня с 62,94мм до 62,43мм. В результате объем двигателя получился раным 997сс, что соответствовало, установленному регламентом соревнований ограничению до 1 литра. Другие изменения стандартного двигателя Мини включали: два карбюратора 1,25" SU HS2, увеличенные впускные клапаны, изменение фаз на распределительном валу и большая степень сжатия (9.0:1 вместо 8.3:1). Это сочетание изменений дало в результате 55л.с. на 6.000 оборотах в минуту и 73,89 Нм крутящего момента при 3.600 оборотах в минуту. Чтобы справиться с возросшей мощностью, блок и головка цилиндров были усилены, а таже были добавлены демпфер коленчатого вала и более жесткие пружины клапанов. 
Коробка передач получила сближенные передаточные отношения, но главная передача была оставлена первоначальной 3,765:1. Механизм ручки переключения передач изменили для более спортивных переключений.

      Подвеску и колесные диски сохранили стандартными, но 7-дюймовые дисковые передние тормоза были позаимствованы от прототипа для серийной версии Mini Cooper'а вместе с 5.20-10 спортивными покрышками Dunlop Gold Seal.

      Внешне Mini Cooper не сильно отличался от своей более примитивной версии. Помимо логотипов "Cooper" на капоте и багажнике, была добавлена стильная решетка радиатора. Эта решетка дополнительно отличалась, на автомобилях Morris она была с семью горизонтальными планками, а на автомобилях Austin с одиннадцатью. Характерным отличием бамперов Mini Cooper'ов от бамперов обычного Mini были клыки спереди и сзади. Так же все Mini Cooper'ы окрашивались в два цвета, крыша окрашивалась в зависимости от цвета кузова в контрастный белый или черный цвет. Только в 1961 году можно было заказать автомобиль с серой крышей, но только в сочетании с зеленым или белым кузовом.
Проекции Morris Mini Cooper 997cc 1961-1964 г.в. на рисунке видны отличия от обычного Mini (сл. картинка)

Morris Mini Minor 1959-1961 г.в.
      Интерьер Mini Cooper'а был более богатым в отличие от спартанского убранства салона обычного Mini. Ковровое покрытие было из плиса и звукоизоляция была толще. Сидения и дверные панели были выполнены в двух цветовой гамме в сочетании с тканой обивкой золотого или серебристого цвета, доступных в зависимости от цветовой схемы кузова автомобиля. Ковровая Ковровое покрытие багажного отсека скрывало, находящиеся в нем запасное колесо и аккумулятор. Кроме покрытых хромом ручки селектора передач и кронштейна рулевой колонки, водитель мог видеть панель приборов овальной формы с тремя приборами. Большой, круглый, со шкалой разбитой до 100 миль в час (160,93км/ч) спидометр с интегрированным указателем уровня топлива, расположенный в центре панели и два небольших датчика по обеим сторонам от него: первый, слева показывал температуру воды, а второй справа, показывал давление масла. Привычный нам замок зажигания заменил вмонтированную в пол кнопку стартера, которые были присущи базовой модели Mini.

      Производство Mini Cooper'а было начато в 11 июля 1961 и 20 сентября дебютировали ее продажи.

      В следующем месяце пред взорами покупателей предстал автомобиль, в котором была отделка салона и цвета кузова как у Mini Cooper. В зависимости от цвета кузова вы могли выбрать белую или черную крышу. Панель приборов в нем приобрела овальную форму и отличалась повышенной информативностью, за счет дополнительных датчиков давления масла и температуры воды. Решетка радиатора осталась стандартной с девятью горизонтальными волнистыми полосами, но с дополнительными 12-ю вертикальными полосами. Клыки были с дополнительными трубками соединяющимися с бампером. Кнопку стартера на полу убрали, оснастив эту версию традиционным замком зажигания с ключом. Эта версия была названа Austin Super Seven и Morris Mini Super.
Проекции Austin Super Seven 1961-1962 г.в.
      Спустя год эта модель утратила свою двух-цветную схему окраски и отделку салона как у Cooper, чтобы стать "Super Deluxe", топ-комплектация в  линейке стандартных Mini.
Morris Mini-Minor Deluxe 1962-1964
      К концу 1961 года было выпущено 1775 Mini Cooper'ов, 912 из них с логотипами Austin. В 1962 году производство резко возрасло до 13964 машин, и снова версии производимые Austin были немного популярнее, 7159 единиц.

      В 1964 изменению подверглась подвеска, на смену старой пришла новая Гидроэластичная подвеска Моултона. Новая подвеска придала автомобилю более мягкий ход, но в тоже время увеличила его вес и себестоимость. В 1971 году оригинальная "резиновая" подвеска будет возвращена на весь оставшийся период выпуска Мини.

      В октябре 1965 года покупателям стала доступна уникальная разработка компании Automotive Products (AP), в качестве опции можно было заказать 4-ех ступенчатую автоматическую коробку передач. Автомобили оснащавшиеся АКПП называли Mini-Matic.

      Медленно, но верно, продажи Мини MK I укреплялись среди представленного в 60-ых годах модельного ряда конкурентов. Компания Ford приобрела экземпляр Мини и разобрала его до винтика, чтобы оценить свои возможности выпуска конкурентно способной для Мини модели. Специалисты Ford'а подсчитали, что BMC должна терять около 30 фунтов с продажи каждой машины, и решили предложить рынку бюджетный автомобиль большего размера - Ford Cortina, запущенный в производство в 1962 году. BMC придерживалась курса, где производственные расходы должны покрываться прибылью так, чтобы Мини всегда приносил деньги. Дополнительная прибыль шла от популярных моделей De Luxe и от продаж дополнительного оборудования, такого как ремни безопасности, боковые зеркала заднего вида, печка и радио, которые можно увидеть на современных машинах, а также на других версиях Cooper и Cooper S.

      Mini окунулся в поп культуру и получил широкую огласку в 1960-ых благодаря звездам кино и музыки. Об этих машинах я расскажу отдельно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий